К юристу – как к врачу
В Приозерске в общественной приемной депутата Законодательного собрания Ленинградской области Т. В. Киселевой открылась бесплатная юридическая консультация. Прием адвокаты Санкт-Петербургской Коллегии адвокатов «Худяков и Партнеры» ведут по пятницам с 01 июля 2011 года. Заинтересовавшись, как именно проходит прием, и поддавшись неуемному любопытству, корреспондент Приозерских ведомостей Лилия Батршина в минувшую пятницу отправилась на третий прием, чтобы понаблюдать за работой адвокатов.
Большинство из нас, обычных граждан, никогда не сталкивающихся с юридическими проблемами и судебными тяжбами, представляют себе работу адвоката, основываясь на телешоу вроде «Час суда» или «Федеральный судья» и разнообразных телевизионных сериалах. Будучи людьми, живущими в XXI веке, мы прекрасно знаем, что выдуманный мир значительно отличается от реального, однако, несмотря на это, все же зачастую верим картинкам, которые нам показывают. Но реальность – упрямая штука, как говорил один киногерой. Она не прощает, если в нее не верят.
Юридическая консультация – не телешоу, и ничего занимательного для постороннего человека в ней нет. Люди приходят к юристу со своими проблемами, как к врачу со своей болью – посоветоваться и спросить, чем лечить и что делать. И здесь, как и в болезни, главное – не запустить и прийти вовремя.
Как проходит прием
Прежде всего – прием проходит по записи: клиенты звонят по опубликованному в газете «Красная звезда» номеру, С. В. Бондарева, помощник депутата Т. В. Киселевой, записывает их на следующий прием. На каждого клиента в итоге приходится по полчаса – казалось бы, мало для того, чтобы полностью разобраться в деле и дать консультацию, однако так кажется только со стороны.- Полчаса хватает с учетом уровня квалификации адвоката, - говорит Е. В. Худяков, основатель коллегии. – Если у человека более серьезная проблема, чем та, в которой можно разобраться за полчаса, то она уже вываливается из формата бесплатной консультации. В этом случае мы готовы ему предложить свои услуги на платной основе.
И действительно: если посидеть на приеме и понаблюдать со стороны, то можно сделать вывод, что при общем расчете полчаса на одного человека на работу с одним клиентом у адвокатов уходит в основном 10-15 минут.
- Может быть, тогда стоит сделать шаг в десять минут? – спрашивает Светлана Васильевна.
- Полчаса – принятый стандарт в адвокатской практике, - возражает Евгений Васильевич. – Бывают дела, на которые уходит по полчаса. К тому же, если на человека потратить десять минут и поскорее его выставить, он обидится, а если полчаса – он уйдет довольный, даже если не займет полностью это время.
Кстати, работу Светланы Васильевны Бондаревой необходимо отметить особо. Будучи помощником депутата, она не только принимает заявки на следующую консультацию, но и составляет для адвокатов список приема, который уже в среду-четверг оказывается в Санкт-Петербурге в коллегии. В списке указывается имя клиента, время, на которое ему назначено, контактный телефон и главное – вопрос, с которым он обращается, без конкретики, но так, чтобы адвокаты могли подготовиться к нему. Также, благодаря этому списку, можно легко выяснить, почему клиент не пришел на прием и собирается ли он в дальнейшем пользоваться услугами консультации; так, например, на прием в минувшую пятницу не пришла клиентка, Светлана Васильевна связалась с ней по контактному телефону и выяснила, что у нее заболел ребенок и она придет в следующий раз. Это значительно облегчает работу адвокатов и дает им возможность рассчитать время.
- Обязательно отметьте работу Светланы Васильевны, - практически требует Евгений Васильевич без намека на шутку.
С удовольствием отмечаем.
Адвокатские будни
Однако, как бы ни было все расписано и подготовлено, при работе с людьми всегда может случиться непредвиденное.Первый клиент, назначенный на час дня, не пришел, и связаться с ним оказалось невозможно. Зато клиент, назначенный на половину второго, пришел раньше и уже ждал, когда адвокаты только-только приехали. Адвокаты ехали двумя группами: двое приехали на автобусе, а еще двое, участвующие в этот день в судебном заседании, Евгений Васильевич в том числе, ехали на машине и по пути встали в пробку, так что прием начали без них. Кроме того, пришла клиентка вне графика – она уже приходила на предыдущий прием, но на этот не записалась; однако адвокаты ее, разумеется, приняли. Таким образом, консультация проходила одновременно с двумя клиентами.
Когда приехал Евгений Васильевич, прием начался уже в полном объеме. Первой клиенткой – той самой, которая пришла раньше, чем ей было назначено - оказалась миловидная пожилая женщина; ее интересовал вопрос, как можно оформить земельный участок, находящийся у нее в собственности, на сына. Это был тот самый случай, когда на объяснение хватило десяти минут – никаких проблем не предвиделось, адвокаты просто посоветовали, куда и с какими документами обратиться. Поблагодарив, женщина удалилась, а я выбежала вслед за ней.
- Как вам, понравилось на приеме? – спросила я. Женщина улыбнулась.
- Я вот сейчас иду и думаю: до чего же это здорово. Все тихо, спокойно, грамотно. Так, как должно быть.
Хорошо, когда люди уходят от юристов в приподнятом настроении.
Вторым клиентом был пожилой мужчина, и он пришел не просто с вопросом. Он уже прошел и сбор бумаг, и суды, и обращения в администрацию, и теперь пришел с целой пачкой документов и просьбой посоветовать, что ему делать дальше. Земельные вопросы – вопросы нелегкие, и адвокаты долго изучали принесенные им документы и судебные решения, пока мужчина рассказывал о своей беде. В результате ему посоветовали дождаться ответа из администрации, куда он обратился, и с этим ответом прийти еще раз – в зависимости от него станет понятно, что делать дальше.
- Не всегда за один заход можно удовлетворить человека, - говорит Евгений Васильевич. – Тогда идем на следующий. Бывает нужна пауза – дождаться ответа инстанций или на подготовку.
Да, это всем известно: юридические процессы быстрыми не бывают – за редким исключением.
Когда мужчина ушел, в приемную вошла бабушка – маленькая, тщедушная, согнутая годами. Оказалось, она была той самой клиенткой, которой было назначено на час дня, но она вместо того, чтобы спуститься вниз в приемную, ушла наверх и там прождала больше часа. Конечно, адвокаты ее приняли – время до следующего клиента еще было, несмотря на приключившуюся чехарду.
Известно, что самые беззащитные в нашем государстве – дети и старики. Сердце разрывалось от жалости, когда бабушка рассказывала свою историю: у нее на Украине умер сын, и она отказалась от своей части наследства в пользу невестки, так как не могла поехать для его дележа; однако по этому отказу квартира, в которой живет бабушка, так же отошла невестке, и теперь при желании она могла бабушку выселить в никуда, а квартиру продать. Адвокаты отводили глаза, прерывая рассказ только редкими вопросами: они уже знали, что ничем помочь не смогут. Отказ не может быть при условии, и если человек подписывает документы, не глядя, это не значит, что он не несет ответственности за то, под чем подписался. Мягко и деликатно, с максимальной доброжелательностью адвокат Виктория Верещагина объяснила бабушке: для того, чтобы отменить отказ, придется доказывать, что бабушка в момент подписания не отвечала за свои действия, а это будет долго и трудно; легче для начала поговорить с невесткой, возможно, она согласится заключить договор пожизненного проживания. Бабушка ушла расстроенная, но адвокатов поблагодарила – видимо, поняла, что они здесь действительно ничего сделать не могут.
«К юристу – как к врачу», - вспомнила я слова, которые сказала адвокат Лидия Батршина самой первой клиентке, провожая ее. Они были сказаны легко и шутливо, но сейчас они перестали казаться мне такими смешными. Ведь действительно: работа адвоката похожа на работу врача – и там, и там работают с человеческим горем.
- Работа врача – наиболее близкая к нашей, - позже подтвердил Евгений Васильевич. – С хорошим приходят очень редко.
- Тяжело приходится?
- Порой – очень тяжело.
И я подумала: если у меня разрывалось сердце, когда я слушала рассказ бабушки, - каково же им выслушивать такие истории каждый день, понимая, что ничем не могут помочь?..
После тяжести предыдущей консультации прием следующего клиента – молодой женщины, спокойной и сдержанно-деловой – показался глотком свежего воздуха. Клиентка пришла с вопросом по поводу квартиры и ее наследования; она явно заранее подготовилась, не только составив список вопросов, которые хотела задать адвокатам, но и изучив специальную литературу. Когда она ушла, до следующего приема осталось немного времени; мы с Евгением Васильевичем вышли на улицу, и я задала ему несколько вопросов.
- Кто в основном приходит на консультацию? – поинтересовалась я; за время этой консультации в большинстве своем приходили пожилые люди, и мне было любопытно, распространяется ли эта тенденция на все приемы.
- Разброс большой: от молодежи до глубоких пенсионеров. Самой молодой была девушка 22-24 лет, молодая мама.
- А с какими вопросами чаще всего обращаются?
- Гражданско-правовые, в основном вопросы, связанные с правами на жилье – дома, квартиры и земельные участки, немного – трудовые вопросы. Молодежь обращается с вопросами по ипотеке и кредитам.
- Как вы дальше планируете работу консультации?
- Работать будем в том же режиме. Возможно, если поток желающих не иссякнет, Лидия (Лидия Батршина, адвокат коллегии – прим. авт.) будет проводить прием и по субботам.
- Что вы посоветуете людям, которые хотят прийти на вашу консультацию?
- Приносить документы по максимуму, особенно по тем делам, которые касаются недвижимости. Со слов установить суть дела невозможно – неподготовленный человек, как правило, не умеет читать документы, написанные на юридическом языке, отсюда частое неверное толкование спорной ситуации. Нужно видеть документы и формулировки самому.
Когда с вопросами о работе консультации было закончено, я задала вопрос, который мучил меня с середины приема:
- Как вы считаете, какова основная причина проблем, которые возникают у наших граждан в юридических вопросах: юридическая безграмотность, доверчивость или?..
- Юридически грамотным может быть только человек с юридическим образованием, - тут же возразил Евгений Васильевич. – К сожалению, если его нет, люди считают, что могут самостоятельно разобраться. Самое страшное – когда человек считает, что он все знает, и поэтому допускает ошибки. Бывает так, что дело, которое изначально можно было выиграть, человек проигрывает только потому, что не учел нюансов, а возможности отменить решение суда у него уже нет. Большинство людей считают, что они все знают, и самое вредное с этой точки зрения – это программы вроде «Часа суда», которые не являются реальными процессами. Не бывает двух одинаковых дел. Ведь если у человека болит зуб, он не пойдет его лечить в автомастерскую, верно? Так и с работой адвоката.
- Неблагодарная работа, - заметила я, наслышанная о трудностях адвокатской жизни. – Бывает, что бьешься головой в стену.
- Надо быть к этому готовым, - ответил Евгений Васильевич. – Тем более, что по закону об адвокатуре мы не имеем права давать клиенту гарантий в благополучном исходе дела.
Перерыв закончился, и мы вернулись обратно в приемную. Там уже заканчивался прием следующей клиентки – пожилой женщины, которая жаловалась на соседа, включающего громкую музыку днем. Она уже жаловалась во все инстанции, но результата не получила и теперь пришла к адвокатам, чтобы узнать их мнение. Адвокаты подтвердили: при нынешнем законодательстве с шумным соседом сделать ничего нельзя, так как в дневное время он имеет право включать громкую музыку. Женщина была настроена весьма агрессивно и пообещала, что дойдет до Госдумы, чтобы изменить закон. С тем и ушла.
Последней клиенткой стала молодая женщина, у которой тоже был земельный вопрос – на этой консультации таких вопросов оказалось на удивление много. Дело было непростым, поэтому и адвокаты приехали на консультацию практически в полном составе коллегии. Клиентка хорошо подготовилась: принесла документы, планы, ответы инстанций; адвокаты долго их изучали, задавая уточняющие вопросы. Во время общения с клиенткой снова прозвучала уже сказанная Евгением Васильевичем фраза: «Не бывает двух одинаковых дел» - женщина, желающая перевести в собственность свой земельный участок, приводила примеры своих соседей, которым это удалось, но они, как часто случается, помочь не могли – ведь ситуацию этих соседей досконально ни клиентка, ни адвокаты не знали. В результате женщине порекомендовали дождаться ответа инстанций и прийти еще раз уже с ними – тогда станет понятнее, почему ей отказывают и что с этим делать.
На этом консультация закончилась, и адвокаты уехали обратно в Санкт-Петербург. Но ровно через неделю они снова вернутся, и юридическая консультация вновь откроет свои двери для тех, кто хочет получить квалифицированную помощь, а не заниматься самолечением.
Репортаж опубликован в газете Приозерские ведомости № 29 (39) от 21 июля 2011 года